Шахта "Привольнянская"
Историческая справка
В XIX веке в окрестностях села Привольное был каменноугольный рудник для обеспечения углем Луганского чугунолитейного завода, а в начале XX века здесь появились шахты «Корунд», им. Артема, им. 1 Мая, №1/3 и другие. В сентябре 1940 года по решению Наркомата угольной промышленности СССР в нескольких километрах юго-западнее Приволья была заложена шахта «Привольнянская-Южная» с проектной мощностью 300 тысяч тонн угля в год и промышленными запасами 6 миллионов 200 тысяч тонн. По тем временам подобные предприятия считались высокопроизводительными. Технический паспорт был разработан Харьковским проектным институтом «Южшахтопроект» и утвержден Народным комиссаром Вахрушевым. Шахтное поле размерами 3 километра по простиранию и 700 метров по падению предполагалось вскрыть двумя центрально-сдвоенными стволами диаметром пять метров каждый. К разработке планировалось подготовить пласты l1, l2, l3, l4, k8 со сплошной системой разработки «лава-этаж», а откатка на основном горизонте предусматривалась посредством троллейных электровозов, на вентиляционном — электровозами «Лилипут»
До войны шахтостроители успели пройти лишь 55 метров главного скипового и клетевого стволов. С 1942 года проходческие работы были полностью прекращены, а пройденная часть ствола—затоплена. После освобождения Лисичанска было принято решение возобновить строительство шахты, и в сентябре 1946 года начались работы по дальнейшему прохождению скипового ствола: откачка воды, очистка дна ствола от опасного металлолома. Известны фамилии бригадиров проходчиков, приступивших к этой операции: Н. Мурзук, М. Мочерский, А. Комар, Я.Посохов. Они же продолжили проходку клетевого ствола. Когда оба ствола были пройдены до отметок 170 и 145,7 м соответственно, началась проходка горизонтальных выработок. Строительством шахты и поселка в то время руководил М.М. Ивонин с главным механиком В.Г. Карталевым. На завершающем этапе начальником шахты являлся С.А. Альтшулер, а главным инженером А.Г. Пинчук.
Самая молодая из ныне действующих шахт «Лисичанскугля» сдана в эксплуатацию в 1952 году с проектной мощностью 300 тыс. тонн угля в год. Тогда она называлась «Привольнянская-Южная». Угольные пласты там обрабатывались врубовыми машинами, а потом разрушались; транспортировали груз электровозы АК-2. А вот на шахте №1/3, вскоре соединившейся с «Привольнянской-Южной», преобладал буровзрывной способ добычи, откатка производилась лошадьми. Проектной мощности она достигла в 1956 году. В конце 50-х годов, при директоре С.М. Чобаняне, был пройден скиповой уклон с околоствольного двора на нижележащий горизонт. Пропускная способность транспортных артерий увеличилась, так как вагонетки были заменены скипом. Кроме того, в этот же период были внедрены комбайны «Донбасс» и ЛГД-1 (позже — ЛГД-2) соответственно бригадами И.В. Васина и В.К. Будного.
В 1956 году коллектив шахты «Привольнянская – Южная» достиг проектной мощности – 1000 тонн угля в сутки и вошел в число успешно действующих предприятий города. Но на этом решено было не останавливаться и за счет повсеместной механизации трудоемких процессов в шахте и совершенствования организации работы горняков повысить их производительность труда и увеличить таким образом производственную мощность предприятия. В реализации указанных планов участвовал весь шахтерский коллектив.
В начале 1962 года руководством объединения и шахты было принято решение включиться в соревнование за высокопроизводительный труд с известными шахтерскими коллективами отрасли. Это ответственное дело было поручено самому сильному тогда коллективу Будного (начальник участка №1 А.М. Якимец). Сквозная суточная бригада (костяк которой составляли опытные А.Ф. Шаповалов, Н.П. Малашенко, И.С. Колесник, Н.М. Можайко, а также молодые Н.М. Егоров, И.К. Нагорный, В.Н. Кохан, В.Г. Асеев, И.И. Колесниченко, В.Е. Пятириченко) состояла из 175 человек. Штурм трудовой победы начался в середине июня 1962 года в 9-й западной лаве пласта k8. Добыча сразу превысила 1000 тонн, в отдельные дни, доходя до 2000. Через 31 день результаты оказались ошеломляющими: на-гора было выдано 56 364 тонн «черного золота»! Это был мировой рекорд угледобычи из одного забоя. Но этот рекорд просуществовал недолго. В ноябре-декабре того же года бригада горнорабочих Г. Конончука с кузбасской шахты «Березовская-1» дала 76 751 тонну. Чтобы превзойти достижение кузбассовцев, был проведен ряд мероприятий по оптимизации выемки угля и организации труда. И новый рекорд решено было побить в новой лаве, оснащенной металлическими гидростойками. В отдельные дни из нее добывали до 3700 тонн. И за 31 рабочий день марта-апреля 1963 года нагрузили 82 039 тонн при среднесуточном показателе 2582 тонны. Творческая и напряженная работа коллектива «Привольнянская» в 1962 – 1963 годах принесла горнякам шахты не только богатый производственный опыт, но и позволила надолго приобрести уверенность побеждать и быть в числе лучших ведущих шахтерских коллективов Донбасса.
В 1964 году был осуществлен переход на узкозахватную угледобывающую технику, в частности, на комбайны 1К-52Ш. В годы восьмой пятилетки (1966 — 1970 годы) шахта добыла 3 047 864 тонны угля, среднесуточная добыча при плане 1993 составила 2128 тонн, производительность труда рабочего возросла с 41 тонны до 49,6 тонны, нагрузка на лаву в 1965 году составила 640 тонн в сутки, к августу 1970 — 706 тонн, средняя производительность комбайнов по сравнению с 1965 годом возросла на 1945 тонн в месяц, общая добыча угля с начала пятилетки по бригадам выглядела так: бригада И.К. Нагорного — план 823 574 тонны, факт 852 695 тонн; И.К. Зинченко — соответственно 560 417 и 631 382; И.А. Ковальчука— 1 357 443 и 1 439 779.
После ликвидации треста, будучи в составе «Первомайскугля», привольняне продолжали оставаться правофланговыми. В 1971 году они выдали сверх плана 58 836 тонн угля, что составило 109,6%. Производственная мощность была увеличена сначала до 640 тысяч тонн (в 1967-м), затем до 670 тысяч тонн (в 1973-м). В 1975 году шахта за 5 месяцев до окончания срока выполнила план 9-й пятилетки.
В 1985 году в СССР отмечали 50-летие стахановского движения. И родилась идея установить новый стахановский рекорд.
За январь 1986 года бригадой И.К. Нагорного было добыто 103550 тонн угля и установлен рекорд угольной отрасли по производительности труда. Бригада проходчиков, бригадир – Величко М.Т. тоже установила свой рекорд. Впервые за историю шахты «Привольнянская» за месяц ею было пройдено 533 метра выработки - вдвое больше установленной нормы.
Вот что вспоминает о рекорде 1986 года В.И. Полтавец, который в то время занимал пост генерального директора ПО «Лисичанскуголь»: — Те годы отличались духом здорового соперничества, состязателъства. Мы постоянно интересовались, как идут дела у соседей-первомайцев, у антрацитовцев, свердловчан, краснолучан, краснодонцев, анализировали, почему вырвались вперед ровеньковские горняки, как бы нам на свои объекты заполучить лучшие силы шахтостроителей.
В 1972 году в честь 50-летия образования СССР шахта награждена Юбилейным почётным Знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совмина СССР и ВЦСПС.
В целом в период с 1952 по 1992 годы «Привольнянская» работала стабильно. Добыча угля составляла от 291,6 до 747,3 тысячи тонн в год. В памятном 1989 начался период шахтерских забастовок, который не мог не сказаться на производительности труда. И за первое полугодие «Привольнянская» недодала к плану 26,6 тысячи тонн, недопрошла 558 метров горных выработок.
С 1992 по 2005 год в связи с затоплением горизонтов 840 и 950 метров развитие шахты осуществлялось по пласту m3 на горизонте 740 метров. О негативных тенденциях можно судить из показателей добычи в наиболее тяжелый в истории «Привольнянской» период: 1999 год — 115,6 тыс. тонн; 2000 год — 59,7 тыс. тонн; 2001 год — 39,5 тыс. тонн; 2002 год — 145,5 тыс. тонн; 2003 год — 165,6 тыс. тонн.
В 2007 году коллектив шахты «Привольнянская» отметил две знаменательные даты: 55-летие со дня сдачи в эксплуатацию предприятия и 45-летия первого мирового рекорда угледобычи, установленного бригадой горнорабочих Владимира Будного. Большую часть своего длительного пути коллектив шахты «Привольнянская» (до 1972 г. ш. «Привольнянская - Южная») находился на передовых позициях угледобычи в Донецком бассейне и стране – свыше 25 лет – и заслуженно пользовался особым авторитетом в угольной промышленности, входя в 60 – 70-е годы в десятку лучших шахт Союза.
В настоящий период шахтеры «Привольнянки», с одной стороны, не теряют надежды возродить былую славу предприятия, а с другой — обеспокоены той стороной его жизнедеятельности, которая от них не зависит и на которую они влиять не в состоянии. Вот что по этому поводу говорит авторитетный специалист шахты В.Т. Товстогань:
— Шахта по своим геологическим условиям в сравнении с остальными не является сложной. Здесь достаточно развитая подземная инфраструктура, оставшаяся еще со времен наших знаменитых рекордов (созданы отличные квершлаги, мощный поверхностный комплекс), здесь нет объективно сдерживающих факторов. Присутствует субъективный — отсутствие механизации. И непонятно, почему на самом верху начинают задаваться вопросом: а нужна ли шахта вообще? Ничего себе! Вырастили крепкого ребенка, а теперь ему что — голову рубить? Поэтому за шахту стоит бороться. А для начала следует исправить крен, сделанный в сторону шахты им. Д.Ф. Мельникова. Мы — следующие на очереди. Только очередь до нас все никак не дойдет.
Гордость коллектива
Александр Максимович Якимец – в 1959 году начальник участка, который достиг самой высокой в СССР суточной производительности угля для одной лавы. Впоследствии – директор ш. им. Д.Ф. Мельникова.
Владимир Касьянович Будный – бригадир ГРОЗ, добившийся установления первого на ш. «Привольнянская» мирового рекорда угледобычи.
Иван Иванович Асеев – начальник добычного участка, где в 1963 г. был установлен второй мировой рекорд угледобычи на ш. «Привольнянская», кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак почета», Почетный шахтер, шахтерский стаж – 58 лет.
Иван Аврамович Ковальчук – бригадир комплексной бригады горнорабочих, установившей второй мировой рекорд угледобычи, Герой Социалистического труда, Почетный шахтер.
Иван Корнеевич Нагорный – кавалер ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», участник трех рекордов ш. «Привольнянская».
Николай Иванович Каламбет – начальник участка ВШТ – 2, кавалер «Шахтерской славы», ордена «Трудовой славы».
Владимир Федорович Кравчук – горнорабочий очистного забоя, кавалер ордена «Трудового Красного Знамени», почетный шахтер.
Илья Константинович Зинченко – кавалер ордена Ленина, кавалер 3-х знаков «Шахтерской славы».
Александр Ефимович Белых – электрослесарь подземный, ранее бригадир проходчиков, кавалер ордена: «Знак почета», «Трудового Красного Знамени», Почетный шахтер.
Перспективы развития
Проектная мощность 360 тыс. тонн в год. Производственная мощность 620 тыс. тонн в год. Промышленные запасы – 43 млн. тонн. На балансе 12 угольных пластов. Шахта вскрыта 4 вертикальными стволами. Для перспективы развития шахты разработан инвестиционный проект, стоимость которого 367,3 млн. гривен. Целью проекта является:
- увеличение объема угледобычи до уровня проектной мощности 600 тыс. тонн в год, начиная с 2014 года;
- улучшение финансового состояния предприятия за счет вывода шахты на самоокупаемость с 2013 года и возможность возврата кредитов начиная с 2014 года;
- возможность достижения уровня оплаты труда с начислениями до 40 % от объема реализации с 2014 года.
Для обеспечения высокопродуктивной работы лав планируется их оснащение комплексами нового технического уровня типа МКД-90, что позволит обеспечить годовой объем угледобычи 600 тыс. тонн. Для снижения затрат по электроэнергии проектом предусматривается установка автоматической системы учета АСКУЭ по зонному тарифу. Экономический эффект от внедрения АСКУЭ составит 5 %. Для снижения зольности рядового угля проектом предусматривается восстановление линии обогащения угля поверхностного комплекса. Начиная с 2013 года экономический эффект от реконструкции обогатительной фабрики составит 14,3 млн. грн. в год за счет снижения затрат на транспортировку угля к Луганской обогатительной фабрике. Для выполнения запланированных мероприятий по реконструкции шахты (подготовки лав и поддержание работы спецоборудования) необходимы инвестиционные средства.
Designed By: © Y. Shovgenya